Грамматические нормы

Задания единого государственного экзамена по русскому языку 2009 проверяли владение следующими грамматическими нормами современного русского литературного языка:

  • нормы образования форм имен существительных (картофельных очисток вместо очистков и др.);
  • нормы образования  форм имен прилагательных (более темнее  вместо более тёмный и др.);       
  • нормы образования  форм местоимений (ихнего вместо их и др.);
  • нормы образования  форм глагола, причастия и деепричастия (выздоровят вместо выздоровеютлопнутый вместо лопнувший, сделая вместо сделав и др.);
  •  координация подлежащего и сказуемого (модели Те, кто..;  кто бы ни…, все…;  одна из…; никто из тех, кто…; многие из тех…, кто... («кто, как не сама природа, научил…»);    координация подлежащего, выраженного сочетанием«ряд + сущ.»  и сказуемого;
  • согласование несогласованных приложений;
  • согласование определительного оборота с сочетанием слов;
  • координация подлежащего и составного  именного сказуемого в предложении, построенном по модели«сущ. – это сущ.»;
  • управление с предлогами по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;
  • управление с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, подобно;
  • управление в словосочетаниях«рецензия на…», «отзыв о…», «оплатить (вин. п.)», «описывать (вин. п.), «ожидать (кого, что или чего);
  • управление в предложении с однородными членами с  общим дополнением;
  • нормы употребления причастных и деепричастных оборотов  в составе простого предложения;
  •  нормы употребления однородных членов в составе простого предложения.
  • порядок слов в предложении (однородные члены с  двойными союзами: не только, но и... (ошибка – не только, а также…);
  •  нормы  построения сложносочиненного предложения;
  • нормы построения сложноподчиненного предложения (место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении;употребление указательного слова в главной части сложноподчинённого предложения; построение сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной части союзом чтобы, союзными словамикакой, который; построение предложения с двумя определениями(ошибка– прич. оборот + придаточное определительное) построение предложения с дополнениями(ошибка–косвенное дополнение + придаточное дополнительное (изъяснительное)»;
  • нормы построения  бессоюзного предложения;
  • нормы построения предложений с прямой  и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью).
При выполнении третьей части работы типичными  грамматическими ошибками были ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании основ настоящего времени глаголов (Им двигает чувство сострадания.) – норма: «движет»;
2) неправильное употребление временных форм глаголов (Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.) –  верно: «..даст..., научит... или ...дает..., учит...»;
3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий (Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста.) – верно: «стекавшие»;
4) ошибки при образовании деепричастий (Вышев на сцену, певцы поклонились) – норма: «выйдя»;
5) ошибки, связанные с употреблением частиц (Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.)
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявленные в работах экзаменуемых:
– ошибки в согласовании подлежащего (Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.) – верно: «...нужны смелость, знания, честность»;
– отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится; обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто была нарушена в сочинениях (В тексте всего раскрываются две проблемы») – ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы»;
– неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего (Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.);
– объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц: простого и сложного предложений; использование в ряду однородных членов простого предложения (Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.) – правильно: «... но и как вольнодумство»
.

 
   
Все права защищены ©   Создание сайта: вебстудия Site-dom.ru