1. Задание.
(1) Ощущение счастья, которое испытывает человек, наблюдая за щенками, играющими друг с другом, является подлинным. (2)Исследования показали, (…) время, проводимое с собаками, особенно в стрессовых ситуациях, помогает ослабить напряжение. (3)Также при взаимодействии с собаками у людей может нормализоваться артериальное давление, так как эти животные любят ходить на прогулки, а это способствует улучшению здоровья.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Наблюдения за собаками помогают стабилизировать артериальное давление, и это даёт ощущение счастья. 2) Время, которое человек проводит с собаками, не считается потраченным впустую, так как оно способствует улучшению здоровья. 3) Наблюдение за игрой щенят и общение с собаками помогают человеку ощутить счастье, ослабить напряжение при стрессе и нормализовать артериальное давление. 4) В стрессовых ситуациях врачи рекомендуют людям общаться с собаками или наблюдать за игрой щенков. 5) Общение с собаками и наблюдение за игрой щенков благоприятно сказывается на самочувствии человека: нормализуется артериальное давление, ослабляется напряжение в стрессовых ситуациях.
2. Задание.
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Задание.
Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ПОКАЗАТЬ в предложении (2). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПОКАЗАТЬ, -ажу, -ажешь; -азанный; глагол, сов. вид 1) Дать возможность увидеть кого-нибудь, убедиться в чем-нибудь, научиться чему-нибудь. Показать книгу. Показать, как писать буквы. 2) Обратить чье-нибудь внимание на кого-то или что-то. Показать пальцем на дорогу. 3) Дать увидеть с целью просмотра, обозрения, ознакомления, удостоверения. Показать спектакль, фильм. Показать больного врачу (для осмотра, обследования). Показать паспорт. 4) Обнаружить, проявить. Показать прекрасные знания. Показать себя хорошим работником. 5) Дать показание. Свидетели показали, что ночью обвиняемый был дома. 6) Об измерительных приборах: обнаружить, отметить. Часы показали два часа ночи. Счетчик показал перерасход электроэнергии. 7) Проучить кого-нибудь, дать понять, почувствовать кому-нибудь что-нибудь (разг.). Я ему покажу! (угроза). 8) Рекомендуется, полезен. Больному показан покой. Препарат показан при гипертонии.
4. Задание.
5. Задание.
6. Задание.
7. Задание.
8. Задание.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Б. ошибка в употреблении имени существительного с предлогом В. нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г. ошибка в построении предложения с однородными членами Д. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) По окончании школы нам выдали аттестаты, а директор школы торжественно пожал руку каждому выпускнику. 2) Благодаря умению втягивать когти кошки могут передвигаться абсолютно бесшумно. 3) Умение красиво и грамотно выражать свои мысли может быть как врождённым, а также приобретённым в процессе чтения классической литературы. 4) Каждый из тех, кто прибыл на вокзал, должен пройти таможенный досмотр. 5) Костя вышел на работу сразу же по приезду из командировки. 6) Девушка надеялась на благоприятный исход прошедшего собеседования в пятницу. 7) Выехав очень поздно, туристы поняли, что не удастся успеть на экскурсию в горы. 8) Те, кто верит в себя, всегда будет впереди тех, кто не уверен в своих силах. 9) Попрощавшись с мамой, каблучки Тани быстро застучали по лестнице. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Задание.
10. Задание.
11. Задание.
12. Задание.
13. Задание.
14. Задание.
15. Задание.
16. Задание.
17. Задание.
18. Задание.
19. Задание.
20. Задание.
21. Задание.
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Музей Фаберже располагается в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки – одном из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, который является историческим памятником и центром притяжения туристов. (2)Исключительность коллекции Фаберже, собранной фондом «Связь времен», в том, что в ней достойно представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: пасхальные шедевры, фантазийные предметы всех разновидностей, ювелирные украшения, драгоценная галантерея, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы. (3) Наибольшую ценность представляют девять пасхальных яиц, созданных мастерами фирмы Карла Фаберже для двух последних русских императоров. (4) Все они являются шедеврами ювелирного искусства и уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью императоров Александра III и Николая II. (5)Сегодня собрание Музея Фаберже насчитывает более 4 000 экспонатов. (6)Увидеть роскошные интерьеры Шуваловского дворца и уникальные шедевры основной экспозиции Музея Фаберже возможно не выходя из дома или офиса.
22. Задание.
(1) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта. (2)Меня мать приучала к земле, как птица приручает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью. (6)Один, только один раз земля не уберегла меня... (7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды. (13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её. (17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть. (26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос: – (27)Сынок, сынок, родненький… (28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал: – (33)Мама, мамочка… (34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая. (37)Мама. (38)Мамочка. (39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу. (44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли. (По Ю. Я. Яковлеву)* *Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов . 1) Мать рассказчика погибла в блокадном Ленинграде и похоронена на Пискарёвском кладбище. 2) Раненый рассказчик принял за собственную мать другую женщину. 3) Мать спасла героя текста, когда он был ранен. 4) Жители городов прекрасно знают, как пахнет земля. 5) Рассказчик верит, что сердце его матери стало сердцем земли.
23. Задание.
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1-5 представлено повествование. 2) В предложении 39 подведён итог всего текста. 3) Предложение 36 объясняет предложение 35. 4) В предложениях 24-25 представлено повествование. 5) В предложении 50 представлено описание.
24. Задание.
Из предложений 22-25 выпишите слово со значением «восстанавливающий силы, оживляющий».
25. Задание.
Среди предложений 34-45 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова, форм слова и определительного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
«Ю. Яковлев рассуждает о силе материнской любви, используя такие средства выразительности, как (А)________ («жажда запечатала губы» в предложении 18, «Я сгорал от жажды» в предложении 12). Передавая эмоциональное состояние рассказчика и его потрясение, автор использует такие синтаксические средства: (Б)________ (предложения 46-48) и (В)________ (предложения 28, 30, 31), а также (Г)________ (предложения 9, 15, 39)». Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) ряды однородных членов 3) анафора 4) вводное слово 5) синекдоха 6) риторический вопрос 7) метафора 8) эпифора 9) эпитеты
27. Задание.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Объём сочинения – не менее слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.