1. Задание.
(1)Притча, как известно, пришла в русскую литературу вместе с христианской письменностью, с первыми переводами текстов Священного писания. (2)Вместе с тем этот древний жанр оказался мало изучен в нашем литературоведении – широкий интерес к притче возник в литературной критике лишь в 1970-х годах. (3)__ и тогда сам по себе жанр притчи исследователями почти не рассматривался в глубоко научном контексте, и лишь в 1991 году был опубликован свод притчевых текстов разного типа, подготовленный Л.И. Алёхиной и Н.И. Прокофьевым, благодаря чему стало возможно говорить о жанре притчи на обширном и далеко не случайном материале.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Притча как жанр появилась в русской литературе вместе с первыми переводами текстов Священного писания, поэтому этот жанр является одним из древнейших и вызывает на протяжении всего времени своего существования неугасающий интерес общества в целом и литературоведов в частности. 2) Массовый интерес учёных к притче – древнейшему жанру, появившемуся у нас с приходом христианской письменности, – в глубоко научном контексте начался в 70-х годах XX века и продолжается по сей день. 3) Несмотря на то что жанр притчи является очень древним, литературоведы долгое время не занимались его серьёзным изучением, и лишь в конце XX века к притче начали подходить с глубоко научной точки зрения, когда Л.И. Алёхина и Н.И. Прокофьев опубликовали сборник притчевых текстов разного типа. 4) В последнем десятилетии прошлого века был опубликован свод притчевых текстов разного типа, который подготовили Л.И. Алёхина и Н.И. Прокофьев, после чего стало возможно говорить о жанре притчи с научной точки зрения. 5) Широкий интерес литературной критики к древнему жанру притчи, пришедшей к нам вместе с христианской письменностью, возник лишь в 70-х годах ХХ столетия, но о рассмотрении притчи в глубоко научном контексте можно говорить лишь с момента публикации свода притчевых текстов, разработанного Л.И. Алёхиной и Н.И. Прокофьевым.
2. Задание.
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Задание.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШИРОКИЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Большой в поперечнике. Широкая улица. 2) Просторный, нежмущий. Широкое пальто. 3) Имеющий большое протяжение, охватывающий большое пространство. Широкие степи. 4) Охватывающий многих, многое, массовый. Широкие слои населения.
4. Задание.
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
Иксы насорИт крЕмень нажИвший диспансЕр
5. Задание.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
«Ты и так узнал слишком много», – голос её поднялся, обретая БЫЛУЮ властность. Чтобы как-то ПОПОЛНИТЬ недостаток природного материала для стихов, Лиза ходила гулять к пруду. И однажды он не выдержал, сбрил успевшую ОТРАСТИ до бородки щетину. В течение нескольких секунд следователь копался в архивах своей памяти, пытался извлечь оттуда хоть какие-то воспоминания о событиях ГОДИЧНОЙ давности. Все говорят, что Панкрашина была очень ЭКОНОМНОЙ и зря деньги на ветер не бросала.
6. Задание.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
7. Задание.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
образ ИСЧЕЗ ТРОЕ ножниц пирог с ПОВИДЛОЙ КРОШЕЧНЫЙ домишко пятьсот ПЯТИДЕСЯТАЯ страница
8. Задание.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Задание.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) выр..стил, вык..сил (траву), пл..вчиха 2) зап..реть, з..ря, изл..жение 3) выск..чил, к..сание, подж..гать 4) см..рился, приг..рюнился, тв..рец 5) бл..стать, сж..мать, выг..реть
10. Задание.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..общил, пр..льстил, пр..вратник 2) и..сяк, бе..престанно, во..ходящий 3) н..ладил, пр..дедушка, р..ссыпал 4) под..тожил, пред..нфарктный, из..мать 5) с..язвил, подош..ю, суб..ект
11. Задание.
1) син..ватый, обур..ваемый 2) плюш..вый, азот..стые (соединения) 3) сводч..тый (потолок), сначал.. 4) абхаз..кий, скольз..кий 5) завед..вать, парч..вое (платье)
12. Задание.
1) (они) стел..т (скатерть), ове..нный 2) вер..вший, вылет..шь 3) мел..щий (кофе), (огородники) пол..т (грядки) 4) выздоров..вший (юноша), высп..шься 5) скач..щий (конь), (они) дыш..т
13. Задание.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Эта комната только кажется большой, а так она ничуть (НЕ)ПРОСТОРНЕЕ нашей. (НЕ)СУМЕВШИЙ справиться с эмоциями гость вёл себя грубо. Оля что-то всё время (НЕ)ДОГОВАРИВАЛА нам, скрывала. Он пытался меня убедить, что моя попытка уйти от разговора – это (НЕ)ЧТО иное, как боязнь смотреть правде в глаза. Всё это я рассказал просто, спокойно, (НЕ)СПЕША.
14. Задание.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ выяснилось ТАК(ЖЕ), что Иван собирался переехать к матери в деревню. Я собирался вернуться поздно, (ПО)ЭТОМУ решил оставить жене записку с просьбой не беспокоиться и ложиться спать без меня, хотя знал, что она (ВСЁ)РАВНО будет ждать моего возвращения. Я (С)РАЗБЕГУ влетел в кабинет отца и торопливо стал рассказывать ему, что имел (В)ВИДУ Коля, когда говорил о школе. КАК(БЫ) там ни было, библиотекарю отчего-то стало НЕ(ПО)СЕБЕ. Егорка пошёл (В)ГЛУБЬ тёмного чулана, ЧТО(БЫ) отыскать ящик.
15. Задание.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Зеленела трава, зеленели посадки в оголё(1)ых ещё огородах, и всё было так углубле(2)о в себя, так занято собою, так глубоко погруже(3)о в молчаливую творческую думу. Будь у травы и у деревьев лица, все лица были бы обраще(4)ы к земле, все уста были бы скова(5)ы огромным бездо(6)ым молчанием.
16. Задание.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Всю ночь грохотала гроза и ливень гремел по окнам и по крыше дома. 2) Трактирщик то помогал некоторым то отбегал в сторону и командовал. 3) Летом дядюшка уходил либо далеко в горы либо к озеру и проводил там не меньше месяца. 4) У подножия этого холма бесстрашно и беззаботно сидят скрипачи и скрипачки и трогательно наигрывают классические мелодии. 5) Великий курфюрст Богоданной и Светозарной земли обладал железной волей и необычным упрямством.
17. Задание.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Уже (1) выйдя из университета (2) и (3) приготовляясь на свои две тысячи съездить за границу (4) Иван Фёдорович вдруг напечатал в одной из больших газет странную статью (5) обратившую на себя внимание даже неспециалистов.
18. Задание.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
От сердца нашего избытка, от доброй воли (1) так сказать (2) мы в годы юности Магниткой (3) тебя (4) привыкли называть.
Я просто счастлив тем (5) однако (6) что помню зимний твой вокзал, что ночевал в твоих бараках, в твоих газетах выступал.
И, видно (7) я хоть что-то стою, когда в начале всех дорог (8) хотя бы (9) строчкою одною тебе по-дружески помог. (Я.В. Смеляков)
19. Задание.
Через несколько минут (1) в течение (2) которых (3) сановник успел заметить два раза (4) что он очень рад успеть к обеду (5) всё общество отправилось в столовую.
20. Задание.
Когда визжит дверь (1) и раздаются басистые голоса (2) Хижнякову кажется (3) что это пришли к нему и за ним (4) и он долго прислушивается (5) пока поймёт (6) кому принадлежит голос.
21. Задание.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Онежское озеро – самое популярное у посещающих Карелию туристов место. (2)Здесь находятся знаменитые петроглифы – неолитические наскальные рисунки на мысах Бесов нос, Пери нос и Карецкий нос. (3)Кроме того, здесь расположен известный на весь мир заповедник Кижи, а также окрестности Медвежьегорска, печально знаменитые захоронениями жертв политических репрессий. (4)В свою очередь, Приладожье – ещё один южный район Карелии – привлекает туристов мягким климатом, карельскими лесами и скалами. (5)Сюда приезжают посмотреть старинный городок Сортавалу, Валаамский архипелаг и монастырь, древний Олонец. (6)Именно в Приладожье расположен горный парк «Рускеала» – заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер.
22. Задание.
(1)Я – кинооператор. (2)Приехал в Чернобыль после катастрофы на АЭС, в мае. (3)Что снимать – непонятно. (4)Нигде ничего не взрывается... (5)Ты – уже здесь. (6)И ты понимаешь – Чернобыль... (7)Но стелется дорога... (8)Бежит ручей, просто бежит ручей. (9)Вода журчит... (10)Бабочки летают... (11)А это случилось... (12)Солнце... (13)Ласточки бьются под крышей... (14)А это случилось… (15)И я начал снимать цветущую яблоню… (16)А потом был как-то случай. (17)Заходим с солдатами в хату. (18)Живёт одна бабка. – (19)Ну, бабка, поедем. – (20)Поедем, детки. – (21)Тогда собирайся, бабка. (22)И вот эта бабка выходит: у неё на руках – икона, котик и узелок. (23)Это всё, что она берёт с собой. – (24)Бабка, кота нельзя. (25)Не положено. (26)У него шёрстка радиоактивная, – говорят солдаты. – (27)Нет, детки, без котика не поеду. (28)Как я его оставлю? (29)Это – моя семья. (30)Вот с этой бабки с котиком и с той цветущей яблони всё началось. (31)Однажды показал свои чернобыльские сюжеты детям. (32)Меня упрекали: зачем? (33)Нельзя. (34)Не надо. (35)Надеялся, что придёт пятьдесять человек, – набился полный зал. (36)Вопросы задавали самые разные, но один прямо врезался мне в память. (37)Мальчик, запинаясь и краснея, видно, из тихих, неразговорчивых, спросил: «А почему было нельзя помочь животным, которые там остались? (38)Ну почему? (39)Скажите почему?» (40)И я не смог ему ответить... (41)Мне рассказывали, что в первые месяцы после аварии, когда обсуждалась идея переселения людей, предполагалось вместе с людьми переселить и животных. (42)Но как? (43)Как переселить всех? (44)Может быть, как-то ещё можно перегнать тех, кто на земле; а тех, кто в земле, – жучков, червячков? (45)А тех, кто наверху? (46)В небе? (47)Как эвакуировать воробья или голубя? (48)Как поступить с ними? (49)Из века в век искусство наше, по большей части, говорит только о страдании и любви человека, а не всего живого. (50)Только человека! (51)Мы редко спускаемся к ним: животным, растениям... (52)В другой мир... (53)Мир, в котором человек может всё уничтожить – ведь даже не всякий, как та бабка, спасаясь, готов забрать своего кота, чего уж говорить обо всех зверях... (54)Теперь это всё уже не фантазия. (55)И теперь я снимаю только природу – зверей. (56)Хочу снять фильм – «Заложники», о животных. (57)Действие происходит на далёкой планете. (58)Космонавт в скафандре. (59)Слышит через наушники шум. (60)Видит, что на него надвигается что-то огромное. (61)Динозавр?! (62)Ещё не понимая, кто это, он стреляет. (63)Через мгновение – снова что-то к нему приближается. (64)Он и его уничтожает. (65)Ещё через миг – стадо. (66)И он устраивает бойню. (67)А оказывается, начался пожар, и животные спасались, бежали по тропе, на которой стоял космонавт. (68)Человек! (69)Современная притча… (70)Со мной там, в Чернобыле, произошла необычная вещь. (71)Я другими глазами начал смотреть на животных. (72)На деревья. (73)На птиц. (74)Езжу в зону все эти годы... (75)Из брошенного, разорённого человеческого дома выскакивает дикий кабан. (76)Выходит лосиха... (77)Вот это я снял. (78)Это ищу. (79)Хочу увидеть всё глазами зверя... «(80)О чём ты снимаешь? – говорят мне. – (81)Посмотри вокруг! (82)В Чечне – война». (83)А Святой Франциск проповедовал птицам, с птицами говорил, как с равными. (84)А если это птицы говорили с ним на птичьем языке, а не он снизошёл до них? (85)И ещё помните, – из Достоевского... (86)Как человек хлестал лошадь по кротким глазам. (87)Безумный человек! (88)Не по крупу, а по кротким глазам… (по С.А. Алексиевич*) * Светлана Александровна Алексиевич (род. в 1948 г.) – советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года, автор книг в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд».
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик оказался в Чернобыле в мае, и одной из первых в объектив его камеры попала цветущая яблоня. 2) Идея переселения животных вместе с людьми даже не обсуждалась: в первые месяцы после чернобыльской трагедии все думали только о спасении людей. 3) В своём фильме герой повествования хотел бы показать человека на другой планете, при этом рассказчик называет сюжет фильма современной притчей. 4) После съёмок в Чернобыле рассказчик перестал снимать природу, животных. 5) Многие люди из окружения рассказчика не понимали, что он снимает и зачем, им казалось всё это гораздо менее важным, нежели, например, война в Чечне.
23. Задание.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 3. 2) В предложениях 7–10 представлено повествование. 3) В предложениях 41–48 представлено рассуждение. 4) В предложениях 49–53 представлено рассуждение. 5) В предложениях 63–66 содержится повествование.
24. Задание.
Из предложений 35–38 выпишите один фразеологизм.
25. Задание.
Среди предложений 1–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексического повтора. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«“Чернобыльская молитва. Хроника будущего” – книга, составленная из рассказов тех, кто волею судьбы стал свидетелем катастрофы на Чернобыльской АЭС и последствий этой аварии. С. Алексиевич стремилась показать, передать словами судьбу человека (и не только), а не написать её. Поэтому тексты в книге – от первого лица: монологи, не прерываемые вопросами автора. Представленный текст – фрагмент одного из эпизодов книги, записанного на основе рассказа кинооператора Сергея Гурина. Речь рассказчика, в которой отражается внутреннее состояния героя и его мысли, лишена вычурной, искусственной книжности, поэтому неудивительно, что синтаксис текста изобилует такими средствами, как (А)________ (предложения 28, 39, 48), (Б)________ (предложения 71–73), (В)________ (предложения 56, 74, 78, 79). Также следует отметить употребление такого тропа, как (Г)________ (“по кротким глазам” в предложении 86)».
Список терминов: 1) эпитет 2) гипербола 3) лексический повтор 4) парцелляция ) эпифора 6) риторические вопросы 7) сравнительные обороты 8) определённо-личные предложения 9) риторические обращения
27. Задание.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Объём сочинения – не менее слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.