1. Задание.
(1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. (2)_____ не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. (3)Гораздо больше таких, которые служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1. Диалектные слова как обозначают специфические сельские реалии, так и служат местными названиями для распространённых предметов, явлений, действий, понятий. 2. Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям, которые связаны с сельским хозяйством и деревенским домашним обиходом. 3. Не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии, связанные с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. 4. Гораздо больше таких диалектных слов, которые связаны с устройством крестьянского дома. 5. Диалектные слова чаще служат местными названиями для распространённых предметов и явлений, но могут обозначать и специфические сельские реалии.
2. Задание.
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Задание.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТРОЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УСТРОЙСТВО, -а, ср. 1. Расположение, соотношение частей, конструкция чего-н. Удобное у. помещения. Прибор сложного устройства. 2. Установленный порядок, строй. Государственное у. Общественное у. 3. Техническое сооружение, механизм, машина, прибор. Решающее у. Регулирующее у.
4. Задание.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
звонИт откупОривать началсЯ отдАвший обеспЕчение
5. Задание.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте. Величие пейзажу придают ВЕКОВЫЕ ели и пихты. К окончанию школы родители сделали мне ПАМЯТНЫЙ подарок. На празднике многие родители выпускников получили БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма. КАМЕНИСТАЯ тропинка вела к уцелевшим воротам.
6. Задание.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту водную акваторию.
7. Задание.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СПЕЛЕЕ ПОНЯВ ДИРЕКТОРА без ТУФЛЕЙ более ТРЁХСОТ книг
8. Задание.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Задание.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) кр..пыш, обл..скать, од..брительный 2) объ..снение, выгл..деть, к..снуться 3) предл..гать, пр..тензия, обр..млённый 4) р..мантичный, орг..низовать, р..форма 5) ут..пический, к..сички, г..ревать
10. Задание.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..любопытный, непр..кращающиеся, пр..следовать 2) бе..звёздный, во..стание, ..двинуть 3) с..митировать, без..нвентарный, мед..нститут 4) поз..вчера, нед..спать, пр..бабушка 5) вз..браться, не..свещённый, пр..бежка
11. Задание.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) попроб..вать, переоборуд..ванный 2) век..вóй, погляд..вать 3) перешаг...вать, раскраш...вать 4) изменч...вый, алюмини..вый 5) фасол..вый, назойл..вый
12. Задание.
1) (на) колыш..щейся (траве), защебеч..т (птицы) 2) жажд..щий (успеха), слова много (знач..т) 3) курлыч..щие (журавли), (сороки) стащ..т 4) каж..щийся (мраморным), (они ) удерж..т 5) стел..шь (кровать), увид..вший (друга)
13. Задание.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ещё (НЕ)ДОБРАВШИСЬ до места службы, Андрей отправил отцу телеграмму. За туманом (НЕ)БЫЛО видно огней. В глубине озера (НЕ)ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц. Для ночлега гуси выбирают ровный, (НЕ)ЗАРОСШИЙ камышом берег. Ещё (НЕ)ЗАЖИВШАЯ рана давала о себе знать.
14. Задание.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, ПРИ(ЧЁМ) некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие. В ТО(ЖЕ) время Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК(ЖЕ) существование длительных волнообразных движений земной поверхности. Вернер должен был настоять на том, (ЧТО)БЫ дело обошлось как можно секретнее, потому что я не был расположен испортить (НА)ВСЕГДА свою репутацию в здешнем мире. (В)ТЕЧЕНИЕ сей ночи шёл густой туман – (НА)УТРО пришлось расчищать сугробы во дворе. Гром ударил ПОЧЕМУ(ТО) не в самое высокое дерево, нашу великую сосну, а рядом с ней, в догонявшую ее (ИЗ)ДАВНА елку.
15. Задание.
Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
До наших дней в архивах сохранились счета, предъявле(1)ые художнику за доставле(2)ые ему масля(3)ые краски.
16. Задание.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1.Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому. 2. Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились ребятам нашего класса. 3. Артистическая натура Шаляпина сказывалась и в манере держать себя и в мгновенных превращениях и в глубоком погружении в образ. 4. В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница. 5. Рёв то затихает и переходит в злобное рычанье то с новой силой потрясает горы.
17. Задание.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.
18. Задание.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
19. Задание.
На полотне Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) спокойную красоту (3) которого (4) подчёркивает могучий дуб.
20. Задание.
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий восторженных криков.
21. Задание.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Путешественники бывают разные. (2)Одних влекут самые оживлённые, людные места, других - заповедные уголки природы. (3)Одним интересно осматривать памятники старины и фотографировать достопримечательности - другие бродят по никому неведомым тропинкам необъятного родного края. (4)Красота природы - это лекарство от душевных травм, от телесных недугов и от накопившейся усталости. (5)В наш век высоких шумовых и скоростных нагрузок человек по-настоящему может отдохнуть и восстановить силы только в гостях у природы. (6)Путешествовать в одиночку по родным просторам - хорошая возможность не спеша осмыслить прожитую жизнью. (7)В дороге легко и спокойно бегут одна за другой мысли. (8)Отправиться в дальнюю дорогу - значит подвергнуть испытанию свои силы, свою выносливость, находчивость. (9)Настоящий отдых не то же самое, что покой и безделье. (10)Отдых - это здоровые и естественные нагрузки, на которые изначально настроен наш организм.
22. Задание.
(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой. (2)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубенке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то еще более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили. (3)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев, меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня - и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней. (4)-Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла. (5)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причиненный мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит. (6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая. (9)На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым, я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями. (10)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. (11)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
(По М. Агееву*)
*М. Агеев (настоящее имя Марк Ла́заревич Ле́ви, 1898-1973) — русский писатель, филолог-германист, переводчик, советский внешнеторговый деятель.
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Герой произведения, Вадим, учится в гимназии, 2) Мать принесла забытые сыном дома деньги - взнос за обучение. 3) Вадим не взял конверт с деньгами и предложил матери отдать их самой. 4) Мать Вадима собиралась нанять гувернантку, для этого и принесла деньги. 5) Вадим долго переживал, что обидел мать.
23. Задание.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 11 текста содержит элемент описания. 2) В предложении 3 представлено повествование. 3) В предложениях 7-10 представлено повествование и описание. 4) В предложениях 8 - 9 представлено рассуждение. 5) Предложение 8 противопоставлено по содержанию предложению 7.
24. Задание.
Из предложений 8-9 выпишите фразеологизм.
25. Задание.
Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которая(-ые) связано(- ы) с предыдущими при помощи лексического повтора и вводного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(ий).
26. Задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Для речи автора текста характерна особая интонация, которая создаётся с помощью таких синтаксических средств, как А _____(в предложениях 6, 8), обособленные члены предложения. Автор употребляет Б_____ (например, «ласковые глаза»), характеризующие героиню рассказа. При этом писателю удаётся сохранить непринуждённость, свойственную разговорной речи: обратите, например, внимание на В____ («не ко двору», «нежности телячьи» в предложении 5). Г_____(«... боль… горячо ожгла меня…») в последнем предложении текста передаёт силу переживаний автора».
Список терминов: 1) ирония 2) синтаксический параллелизм 3) эпитеты 4) литота 5) фразеологизмы 6) парцелляция 7) метафора 8) контекстные антонимы 9) ряды однородных членов
27. Задание.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Объём сочинения – не менее слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.