1. Задание. Изложение
2. Задание. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Британские кошки – одни из самых независимых по характеру кошек, они настолько вальяжны и красивы, что их царственность давно не оспаривается. (2)Есть разные версии, говорящие о причинах независимого нрава и появлении на свет британских кошек. (3)Серая шубка, янтарные глаза, густой подшёрсток и суровый пронзительный взгляд в самую душу – вот что такое британская порода кошек. (4)По легенде, домашние кошки в Британии появились благодаря римским завоевателям: они не могли не взять с собой таких серьёзных защитников от грызунов. (5)Постепенно кошка с глазами цвета янтаря прочно вошла в историю и жизнь англичан
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 состоит из четырёх грамматических основ. 2) Предложение 2 простое, осложнено обособленным определением. выраженным причастным оборотом. 3) Предложение 3 сложносочинённое. 4) Предложение 4 сложное бессоюзное. 5) Предложение 5 простое, осложнено однородными членами.
3. Задание. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая.
Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.
4. Задание. Синтаксический анализ
Замените словосочетание «спросил с лаской», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
5. Задание. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) В ПРОДОЛЖЕНИИ (книги) – в окончании формы предложного падежа имени существительного на -ИЕ пишется буква И. 2) ИЗУМРУДНО-ЗЕЛЁНЫЙ – сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета, пишутся через дефис. 3) ОБЕССИЛИТЬ (противника) – в переходном глаголе II спряжения со значением «лишить силы» пишется суффикс -И-. 4) ВЕТРЕНЫЙ – в суффиксе ЕН имени прилагательного пишется одна буква Н. 5) ОЛОВЯННЫЙ – НН пишется на стыке корня и суффикса.
6. Задание. Анализ содержания текста.
(1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом. (2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что. (6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух. (9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́ : приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе. (16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним. (20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
(По Ю.В. Трифонову*)
*Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Глебов жил в огромном доме, наподобие целого города. 2) Глебов на любой фильм мог пройти без билета. 3) Глебов приглашал в кино всех мальчиков, кто этого хотел. 4) Шулепа не нравился Глебову, однако Глебов в последний миг отказался от участия в расправе. 5) Лёвка превратился в героя, когда во время драки выстрелил из пугача
7. Задание. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… 2) И нет несчастнее людей, поражённых завистью. 3) Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. 4) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. 5) И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.
8. Задание. Лексический анализ.
Из предложений 8-9 выпишите слово со значением «исключительное право, льгота».
9. Задание. Сочинение
9.1
9.2
9.3