1. Задание. Изложение
2. Задание. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1) Наука, изучающая пауков, называется арахнологией (2) Пауки относятся к отряду членистоногих, они — первый вид по числу известных в классе паукообразных. (3) Пауки обитают по всему миру, только в холоде Антарктики они не живут. (4)Там встречаются только крабыпауки, которые не относятся к паукообразным. (5) В царстве пауков встречаются совершенно безобидные, однако есть и те, которые могут нанести непоправимый вред человеку.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Предложение (1) осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 2) Предложение (2) состоит из двух грамматических основ. 3) Предложение (3) простое, осложнено однородными сказуемыми. 4) Предложение (4) сложноподчинённое с придаточным определительным. 5) Предложение (5) сложноподчинённое, с последовательным подчинением придаточных.
3. Задание. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая.
Ещё в V веке до нашей эры (1) жрецы впервые связали расположение небесных тел с судьбами людей (2) и постепенно начали изучать астрологию (3) соотносить те или иные события. Тогда были составлены первые астрологические карты (4) которые довольно точно отображали расположение звёзд на небе. Учёные полагают (5) что именно в те времена (6) и появились гороскопы.
4. Задание. Синтаксический анализ
Замените словосочетание «платье мамы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Задание. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВЫМОКНУТЬ – в корне чередующаяся гласная, правописание зависит от суффикса. 2) КОЖАНОЕ – в имени прилагательном всегда пишется суффикс -АН-. 3) СНАЧАЛА – при наличии приставки С- на конце наречия пишется суффикс -А. 4) ПРИКРОВАТНЫЙ (столик) – приставка ПРИ- определяется значением «вблизи». 5) ЗАСТЕЛЕШЬ – в окончании глагола 2 спряжения пишется буква Е.
6. Задание. Анализ содержания текста.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р. А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. (11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей. (15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров. (16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждый дом ворвалось горе. (20) Впереди было ещё почти два года блокады... (21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе. (23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
(По Л. Овчинниковой*)
*Л. Овчинникова – современная российская писательница.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мама Нюры и Раи Ивановых умерла от голода зимой 1942 года. 2) Зимой 1942 года ребята выступали на военном крейсере. 3) До войны Нюра была солисткой знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Дунаевский. 4) Руководитель студии Р. А. Варшавская разыскала родителей пионеров и пригласила их в Аничков дворец. 5) Во время блокады Ленинграда Дворец пионеров не работал.
7. Задание. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) 3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. 2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. 3) В каждый дом ворвалось горе. 4) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. 5) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди.
8. Задание. Лексический анализ.
Среди предложений 15-17 найдите предложение с вводным словом. Запишите это вводное слово.
9. Задание. Сочинение
9.1
9.2
9.3