1. Задание.
Философским камнем, а также камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов — золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира, <…> смог бы исцелять от болезней и даровать людям бессмертие. Алхимики свято верили, что магическое вещество можно создать, добавляя и смешивая компоненты, встречающиеся в природе, преимущественно использовались сера и ртуть. Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия. Алхимики верили, что в золоте присутствует «здоровая» сера красного цвета, а в серебре — белая сера. При соприкосновении испорченной красной серы с серебром получалась медь, а черная сера могла «зачать» свинец. Таким образом, виды серы влияли на получаемый в результате вариант металла. Чтобы помочь металлу достичь нужной кондиции, проводилась тщательная обработка элемента. В результате таких экспериментов алхимикам удавалось делать новые научные открытия. Иногда их признавали колдунами и преследовали. В те смутные времена ученых даже сжигали на кострах. Обычных людей интересует вопрос, возможно ли создать философский камень. Ни один металл не превращается в другой металл из-за воздействия на него серой. Можно много времени посвящать науке и проводить химические опыты, однако ответ будет один — «нет». При этом можно провести оригинальные эксперименты дома и почувствовать себя настоящим алхимиком. (По материалам Интернета)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте присутствует много терминов и изобилуют научные факты. 2) Использование эпитетов (божественного эликсира, магическое вещество, оригинальные эксперименты), метафор (Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия; черная сера могла «зачать» свинец) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям. 3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции. 4) Основной функционально-смысловой тип речи – рассуждение, которое автор использует для развития и подтверждения мысли, объяснения явлений (свойств предмета) и выражения собственного мнения. 5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.
2. Задание.
Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение (союзное слово).
3. Задание.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в предпоследнем абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СМУ́ТНЫЙ, -ая, -ое, -ые 1) Полный смут, беспорядков, мятежей; мятежей. Была та смутная пора…. Пушкин, Полтава. Десять лет назад в Москве были смутные дни. Костылев, Иван Грозный. 2) Полный смятения, волнения; тревожный, беспокойный. Санин возвратился в гостиницу в довольно смутном настроении духа. Тургенев, Вешние воды. 3) Неясный, неотчетливый, неопределенный. На правом берегу показались смутные очертания высокой горы. Куприн, Одиночество.
4. Задание.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. подкрАлась новорождЁнный по средАм нефтепрОвод донЕльзя
5. Задание.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. На КАМЕННЫХ стенах горели факелы, потолок терялся где-то вверху, а красивая мраморная лестница вела на верхние этажи. Рон удивленно смотрел, как Гарри возвращается на свое место и сваливает покупки на СОСЕДНЕЕ сиденье. Гарри не заметил, как пролетели ЦЕЛЫХ два месяца с тех пор, как он приехал в Хогвартс. Проснувшись утром в канун Хэллоуина, ребята почувствовали ВОСХИЩЁННЫЙ запах запечённой тыквы. Когда Гарри вцепился в шею тролля, ОБХВАТИВ её сзади обеими руками, зажатая в правой руке волшебная палочка воткнулась гиганту глубоко в ноздрю.
6. Задание.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
«Мне просто надо сесть на скоростной экспресс, который отходит в одиннадцать часов утра от платформы номер девять и три четверти», — произнёс Гарри Поттер, оторвав глаза от билета.
7. Задание.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. снять КРОССОВКУ золотые КУПОЛЫ пачка ХЛОПЬЕВ ПОЕЗЖАЙТЕ направо нет ШЕСТИСОТ коров
8. Задание.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Задание.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) разочарованный, достижение, потрясти 2) голубка, жасмин, степной 3) обновлённый, загляденье, фантазия 4) настроение, укротить, властелин 5) частотность, зарница, матрос
10. Задание.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..спешник, пр..тензия, пр..скорбный 2) ни..ходить, ра..секретить, и..пугать 3) дез..нформация, сверх..зысканный, небез..звестный 4) п..едестал, шампин..он, ар..ергард 5) пр..ключение, пр..усадебное, Пр..уралье
11. Задание.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) вещ..вой, сирен..ватый 2) расчётл..вый, потч..вать 3) досыт.., влев.. 4) кирпич..к, книж..ца 5) соч..нский, сестр..нский
12. Задание.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) услыш..нный, празднов..вший 2) изран..нный, ненавид..ть 3) бре..щий, завис..щий 4) постро..шь, маш..шь 5) движ..мый, узнава..мый
13. Задание.
14. Задание.
15. Задание.
16. Задание.
17. Задание.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Они на цыпочках неслись по коридорам (1) расчерченным на квадраты (2) полосками света (3) падающего из высоких окон.
18. Задание.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Не извиняйтесь (1) мой дорогой господин (2) даже если бы вы меня уронили, сегодня меня бы это совсем не огорчило. Ликуйте, потому что Вы-Знаете-Кто (3) наконец (4) исчез!
19. Задание.
20. Задание.
21. Задание.
22. Задание.
(1) Профессор МакГонагалл сверлила взглядом Гарри и Рона. (2) Гарри никогда не видел её настолько разозлённой. (3) Гарри надеялся, что за победу над троллем им дадут пятьдесят призовых очков, но сейчас приятная мысль быстро улетучилась из его головы. (4) - О чём, позвольте вас спросить, вы думали? - в голосе профессора МакГонагалл была холодная ярость. (5) - Вам просто повезло, что вы остались живы. (6) Почему вы не в спальне? (7) - Профессор МакГонагалл, они оказались здесь, потому что искали меня. (8) - Гермионе каким-то чудом удалось встать на ноги. (9) - Я пошла искать тролля, потому что… (10) Потому что я подумала, что сама смогу с ним справиться… (11) Потому что я прочитала о троллях всё, что есть в библиотеке, и всё о них знаю… (12) Рон от неожиданности уронил палочку. (13) Гарри его понимал. (14) Кто бы мог поверить, что Гермиона Грэйнджер - подумать только, Гермиона Грэйнджер - врёт в лицо преподавателю?! (15) Даже если бы Гарри не знал, кто такая Гермиона, ему бы всё равно не пришло в голову, что она может врать, - настолько правдиво звучал её голос. (16) - Если бы они меня не нашли, скорее всего, я была бы уже мертва, - продолжила Гермиона, - У Гарри и Рона просто не было времени, чтобы позвать кого-нибудь из профессоров. (17) Когда они появились, тролль уже собирался меня прикончить. (18) Гарри и Рон пытались придать своим лицам такое выражение, словно эта история их совсем не удивила - словно всё произошло именно так, как описывала Гермиона. (19) - Ну что ж, в таком случае… - задумчиво произнесла профессор МакГонагалл, оглядев всех троих. (20) Мисс Грэйнджер, глупая вы девочка, как вам могло прийти в голову, что вы сами сможете усмирить разъярённого тролля?! (21) Гермиона опустила голову. (22) Гарри был настолько поражён, что, кажется, снова потерял дар речи. (23) Уж кто-кто, а Гермиона никогда бы не нарушила школьные правила, но сейчас она представила всё так, словно сознательно пошла на серьёзное нарушение. (24) И всё это для того, чтобы вытащить их с Роном из беды. (25) - Мисс Грэйнджер, по вашей вине на счёт Гриффиндора записываются пять штрафных очков! - сухо произнесла профессор МакГонагалл. (26) - Я была о вас очень высокого мнения и весьма разочарована вашим проступком. (27) - Если с вами всё в порядке, вам лучше вернуться в башню Гриффиндора. (28) Гермиона вышла из комнаты, а Профессор МакГонагалл повернулась к Гарри и Рону. (29) - Что ж, даже выслушав историю, рассказанную мисс Грэйнджер, я всё ещё утверждаю, что вам просто повезло. (30) Но тем не менее далеко не каждый первокурсник способен справиться со взрослым горным троллем. (31) Каждый из вас получает по пять призовых очков… (32) - Могла бы дать нам больше чем десять очков, - проворчал Рон. (33) - Ты хотел сказать - пять, - поправил его Гарри. (34) - Не забывай, что она на пять очков наказала Гермиону. (35) - Она молодец, что вытащила нас из беды, - признал Рон. (36) - Хотя мы ведь на самом деле её спасли. (37) - Возможно, нам не пришлось бы её спасать, если бы мы не заперли тролля в туалете, - напомнил Гарри. (38) Вернувшись в башню Гриффиндора, мальчики увидели, что все студенты дружно компенсировали упущенное на банкете, поглощая принесённую наверх еду. (39) Все, кроме Гермионы, стоявшей в стороне и поджидавшей их. (40) Гарри и Рон подошли к ней и замерли, не зная, что сказать. (41) А затем вдруг каждый из них произнёс: «Спасибо». (42) И они поспешили к столу. (43) С этого момента Гермиона Грэйнджер стала их другом. (44) Есть события, пережив которые, нельзя не проникнуться друг к другу симпатией. (45) И победа над четырёхметровым горным троллем, несомненно, относится к таким событиям. (По Дж. К. Роулинг) Джоан Роулинг (род в 1965 г.) – британская писательница.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Гарри и Рон не ожидали, что Гермиона придёт им на помощь, сказав профессору МакГонагалл неправду. 2) Профессор МакГонагалл отметила, что не каждый первокурсник способен справиться со взрослым горным троллем. 3) Профессор МакГонагалл оштрафовала ребят на пять призовых очков за победу над троллем. 4) После произошедшего Гермиона стала другом Гарри и Рона. 5) При возвращении в башню Гриффиндора мальчики застали Гермиону за поглощением блюд на банкете.
23. Задание.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 13-15 представлено рассуждение. 2) Содержание предложения 22 противопоставлено содержанию предложения 21. 3) В предложениях 35-37 представлено описание. 4) В предложениях 38-40 представлено повествование. 5) Предложение 45 содержит вывод из рассуждения в предложении 44.
24. Задание.
Из предложений 21-23 выпишите фразеологизм.
25. Задание.
Среди предложений 12-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Первая книга Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» - это начало приключений с виду обычного мальчика, который оказывается настоящим волшебником. Гарри е его одноклассники столкнулись с горным троллем в школьном туалете Хогвартса. Опасность встречи с этим существом передаёт троп: А)________ («холодная ярость» в предложении 4, «разъярённого тролля» в предложении 20). А также синтаксическое средство (Б)________ (предложения 16, 37, 45). Автор повествует о зарождающейся дружбе между Гарри, Роном и Гермионой. Смелость девочки, которая защитила одноклассников, демонстрирует следующий приём: (В)________ (предложения 10,11). Гарри и Рон оценили поступок Гермионы. Писательница передала отношение героев к нему с помощью (Г) ______ (предложения 32-37).
Список терминов: 1) диалог 2) ряд однородных членов 3) анафора 4) восклицательные предложения 5) вводные слова и конструкции 6) риторический вопрос 7) антонимы 8) разговорная лексика 9) эпитеты
27. Задание.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Объём сочинения – не менее слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.