Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку № 19

1. Задание.

(1) Первым, кто правильно понял значение микробов в заболеваниях, был русский учёный Данило Самойлович. (2) Наблюдая течение и развитие эпидемии чумы, разразившейся в Москве в 1770 году, Самойлович пришёл к выводу, ___ имеется какой-то возбудитель этой болезни, который передаётся от человека к человеку. (3) С помощью микроскопа ему затем удалось увидеть возбудителя этой болезни.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
  1. В Москве в  году разразилась эпидемия чумы.
  2. Первым, кто правильно понял значение микробов в заболеваниях, был русский учёный Данило Самойлович, которому удалось, наблюдая за развитием эпидемии чумы в  году, увидеть с помощью микроскопа возбудителя болезни.
  3. Наблюдая течение и развитие эпидемии чумы в  году, Самойлович пришёл к выводу, что имеется какой-то возбудитель этой болезни.
  4. Наблюдая за развитием эпидемии чумы в  году в Москве, Данило Самойлович пришёл к выводу, что имеется возбудитель этой болезни, который затем ученый увидел с помощью микроскопа.
  5. Русскому учёному Данило Самойловичу, который наблюдал за развитием эпидемии чумы в  году, не удалось увидеть с помощью микроскопа возбудителя этой болезни.
Запишите номера этих предложений.
Ответ:

 

2. Задание.

(1) Первым, кто правильно понял значение микробов в заболеваниях, был русский учёный Данило Самойлович. (2) Наблюдая течение и развитие эпидемии чумы, разразившейся в Москве в 1770 году, Самойлович пришёл к выводу, ___ имеется какой-то возбудитель этой болезни, который передаётся от человека к человеку. (3) С помощью микроскопа ему затем удалось увидеть возбудителя этой болезни.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором () предложении текста.
Запишите этот союз.

 

Ответ:

 

3. Задание.

(1) Первым, кто правильно понял значение микробов в заболеваниях, был русский учёный Данило Самойлович. (2) Наблюдая течение и развитие эпидемии чумы, разразившейся в Москве в 1770 году, Самойлович пришёл к выводу, ___ имеется какой-то возбудитель этой болезни, который передаётся от человека к человеку. (3) С помощью микроскопа ему затем удалось увидеть возбудителя этой болезни.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЧЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором () предложении текста.

ТЕЧЕНИЕ, -я, ср.
  1. (Только ед.) Действие по гл. течь. Удержать течение крови перевязкой.
  2. Поток воды в естественном водоеме. Морские течения. Вниз по течению.
  3. Естественный, непрерывный ход, следование каких-либо процессов, событий и т. п. Нарушать плавное течение повествования.
  4. Направление в какой-н. области деятельности. Политические течения.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

Ответ:

 

4. Задание.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук.
  • корЫсть
  • тОрты
  • красИвее
  • клАла
  • накрЕниться
Выпишите это слово.
Ответ:

 

5. Задание.

В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
  • ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ здание морского собора украшено колоннами.
  • Для некоторых видов древесины используют КРАСОЧНЫЕ вещества, чтобы сохранить цвет и структуру материала.
  • В январе началось восстановление состава ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ миссий России в Лондоне и Великобритании в Москве.
  • Государственной Думой Российской Федерации принят закон «Об ответственном обращении с животными», в котором прописывается ГУМАННОЕ отношение к животным.
  • Победа в конкурсе – ПРИЗНАНИЕ заслуг этого учебного учреждения.
Запишите подобранное слово.
Ответ:

 

6. Задание.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.

Выпишите это слово.
Ответ:

 

7. Задание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • у ОБОИХ солдат
  • до ПОЛТОРЫ сотен
  • ЛОЖИТЕСЬ на пол
  • ИХ вещи
  • ПРОПОЛОЩИ бельё
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Ответ:

 

8. Задание.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  • А. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  • Б. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  • В. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  • Г. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  • Д. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    1. Информацию о принятии постановления подтвердили «Интерфаксу» в региональной антимонопольной службе.
    2. Все, кто собрались в гостиной, не могли не обратить внимания на Наташу.
    3. Наташа не только запела мастерски, но и расположила куплеты так, что только теперь песня стала для меня понятна.
    4. Максимов был типичным представителем крестьянской среды, пробившего дорогу к искусству в эпоху народничества в -х годах.
    5. В июле Эмир Кустурица рассказал, что планирует снять картину по классическому роману Михаила Лермонтова «Герою нашего времени».
    6. Обнаружив способности к рисованию, Илья был отдан в монастырскую иконописную мастерскую.
    7. Алеша бродил в окрестностях монастыря, восхищаясь природой.
    8. Впереди у нас много задач, которые, я уверен, выполнимы благодаря сплоченному и трудоспособному коллективу.
    9. Совместное чтение и обсуждение книг может происходить не только в формате школьной студии, а просто у себя дома.
    Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГД.
    Ответ:

     

    9. Задание.

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня.
    1. обл..качиваться, л..сной, впеч..тление
    2. выч..тание, расст..лать, р..внение (по росту)
    3. в..трина, гард..роб, зар..сли
    4. цв..ток, к..рмить, пол..гать
    5. заг..релый, безотл..гательно, пом..нать
    Запишите номера ответов.
    Ответ:

     

    10. Задание.

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
    1. всеоб..емлющий, из..ять, под..язычный
    2. пр..звание, пр..давать (значение), пр..цедент
    3. без..мянный, вз..мать, от..грать
    4. пр..вилегия, пр..выкнуть, пр..морский
    5. пре..угадать, на..кусить, по..тачивать
    Запишите номера ответов.
    Ответ:

     

    11. Задание.

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
    1. нищ..та, горош..к
    2. рубаш..нка, дириж..р
    3. ноч..вать, тяж..сть
    4. скваж..на, фасол..вый
    5. взрывч..тый, досух..
    Запишите номера ответов.
    Ответ:

     

    12. Задание.

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
    1. смотр...шь, обид...вший
    2. дремл...шь, приемл...мый
    3. похвал...шь, прикле...вший
    4. произнос...шь, преобразу...мый
    5. выстел...шь, независ...мый
    Запишите номера ответов.
    Ответ:

     

    13. Задание.

    Определите предложение, в котором не с выделенным словом пишется слитно.
    • Николай, (НЕ)ЖЕЛАЯ никого тревожить, скинул шубу и побежал в темную большую комнату.
    • Денис, подъезжая к Казани, (НЕ)СМОТРЯ на ухабы дороги, не просыпался.
    • Сожжение руки на пламени свечи для доказательства любви показалось ему (НЕ)БЕССМЫСЛИЦЕЙ.
    • С кротким видом, никогда (НЕ)ПОКИДАВШИМ ее, в дверь вошла Дарья Андреевна.
    • Про князя ничего (НЕ)ГОВОРИЛИ, только близко знакомые с ним жалели, что он рано умер.
    Раскройте скобки и выпишите это слово.
    Ответ:

     

    14. Задание.

    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно.
    • Вся моя университетская жизнь КАК(БЫ) для того и существовала, ЧТО(БЫ) доказывать мне, что я смешон.
    • И прежде Андрей ничего ТО(ЖЕ) не ощущал, ЗА(ТО) был счастлив и спокоен.
    • ТОТ(ЧАС) отказался бы он с презрительным хохотом, ЕСЛИ(БЫ) кто-нибудь намекнул ему на возможность подобного чувства.
    • (НА)ОБОРОТ, хозяйки Роман не боялся, ЧТО(БЫ) та ни замышляла против него.
    • Он сидел перед своей картиной и был ТО(ЖЕ) КАК(БУДТО) в некотором волнении.
    Раскройте скобки и запишите эти два слова в поле для ответа без пробелов и других дополнительных символов.
    Ответ:

     

    15. Задание.

    Укажите все цифры, на месте которых пишется нн.

    На тонкой и дли(1)ой шее старухи, похожей на кури(2)ую ногу, была наверче(3)а какая-то фланелевая тряпка, а на плечах висела вся истрепа(4)ая меховая фуфайка.
    Ответ:

     

    16. Задание.

    Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
    1. Елена очень хотела и его испытать и себя понять.
    2. Правее и левее проходили разнообразные леса поля деревни.
    3. Евгений отвернулся и всю дорогу уже не раскрывал рта.
    4. Ее глаза встретились с глазами Базарова и она чуть-чуть покраснела.
    5. По краям дороги видны были то утомленные лошади то сломанные повозки то отделившиеся от команд солдаты.
    Запишите номера этих предложений.
    Ответ:

     

    17. Задание.

    Расставьте знаки препинания.

    Николай (1) тяжело переживавший отсутствие друга (2) не имея со времени его отъезда никаких известий о нем (3) и беспокоясь о ходе лечения (4) воспользовался передышкой (5) и отпросился в госпиталь проведать Козловского.

    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Ответ:

     

    18. Задание.

    Расставьте все недостающие знаки препинания.

    Ах ты (1) степь моя (2)
    Степь привольная!
    Широко (3) ты (4) степь (5)
    Пораскинулась (6)
    К морю Черному
    Понадвинулась!
    (А.В. Кольцов)

    В ответе укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Ответ:

     

    19. Задание.

    Расставьте все знаки препинания.

    Церковь Покрова на Нерли (1) возведение (2) которой (3) связано с гибелью сына князя Андрея Боголюбского (4) является одним из величайших памятников мирового искусства.

    В ответе укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Ответ:

     

    20. Задание.

    Расставьте знаки препинания.

    Дамы потихоньку пошли за поднимавшимся по лестнице Алексеем (1) и (2) когда уже подошли к квартире (3) то заметили (4) что дверь отворена на маленькую щелочку (5) и что два черных глаза рассматривают их из темноты.

    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Ответ:

     

    21. Задание.

    Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

    (1) Между Землей и Венерой много общего: планеты имеют примерно одинаковые размеры и массу, вращаются вокруг Солнца по очень сходным орбитам. (2) На этом сходство заканчивается. (3) Все остальное у планет раз-ное: атмосфера, температура поверхности, яркость. (4) И все-таки ученые предлагают подвесить огромные дирижабли на высоте 50 км над поверхностью Венеры, чтобы проверить возможность жизни рядом с планетой. (5) Проект разбит на пять этапов: роботизированная разведка, одномесячная орбитальная миссия, одномесяч-ная атмосферная миссия, годичная атмосферная миссия, строительство и заселение венерианского города. (6) В свою очередь, известный физик Стивен Хокинг считал, что Земля может превратиться в Венеру, если не будет решена проблема парникового эффекта. (7) Он заявлял: «Когда вы в следующий раз встретитесь с человеком, отрицающим изменение климата, отправьте его на Венеру. Я оплачу проезд».

    Запишите номера этих предложений в поле ответа без пробелов и знаков препинания.
    Ответ:

     

    22. Задание.

    (1) Как только родители принялись ругаться, бабушка посадила Риту и громким голосом стала читать ей вслух «Квартеронку». (2) Я, с раздвоенным, как жало у змеи, слухом, стояла в коридоре. (3) «Разве я тебя не предупреждал?» - гремел отец. (4) «Молчи и не лезь не в свое дело!» - взвизгивала мама. (5) «Легкое видение возникло у моего изголовья», - дребезжащим голосом читала бабушка. (6) Сестра тоже прислушивалась к крикам из соседней комнаты, лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. (7) Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату. (8) Рита подобрала ноги.

    (9) Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва родители начинали кричать. (10) И я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и наконец скажет свое веское слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе такого заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой... (11) Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая, следуя по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смыкая длинные Ритины ресницы.

    (12) Может, Рита и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. (13) Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о существовании этой девочки. (14) Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка. (15) В городке, куда мы переехали, Галинку уважала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других.

    (16) Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими. (17) Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую, дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

    (По И.Н. Полянской*)

    *Полянская, Ирина Николаевна (1952 — 2004) — русская писательница, прозаик. Рассказ “Утюжок и мороженое” получил премию имени Юрия Казакова как лучший рассказ 2003 года.

    Какие высказывания соответствуют содержанию текста?
    1. Родители девочек часто ссорились, и рассказчица надеялась, что бабушка вмешается и скажет свое веское слово.
    2. Рита не проявляла никакого интереса к завоеванию новых друзей.
    3. Бабушка постоянно спорила с родителями, а Рита во время ссор спала.
    4. Рита надеялась среди детей во дворе обрести семейную атмосферу, которой ей не хватало дома.
    5. Чтобы отвлечь девочек от ссор родителей, бабушка пела народные песни.
    Укажите номера ответов.
    Ответ:

     

    23. Задание.

    (1) Как только родители принялись ругаться, бабушка посадила Риту и громким голосом стала читать ей вслух «Квартеронку». (2) Я, с раздвоенным, как жало у змеи, слухом, стояла в коридоре. (3) «Разве я тебя не предупреждал?» — гремел отец. (4) «Молчи и не лезь не в свое дело!» - взвизгивала мама. (5) «Легкое видение возникло у моего изголовья», — дребезжащим голосом читала бабушка. (6) Сестра тоже прислушивалась к крикам из соседней комнаты, лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. (7) Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату. (8) Рита подобрала ноги.

    (9) Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва родители начинали кричать. (10) И я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и наконец скажет свое веское слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе такого заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой... (11) Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая, следуя по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смыкая длинные Ритины ресницы.

    (12) Может, Рита и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. (13) Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о существовании этой девочки. (14) Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка. (15) В городке, куда мы переехали, Галинку уважала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других.

    (16) Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими. (17) Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую, дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

    (По И.Н. Полянской*)

    *Полянская, Ирина Николаевна (1952 — 2004) — русская писательница, прозаик. Рассказ “Утюжок и мороженое” получил премию имени Юрия Казакова как лучший рассказ 2003 года.

    Какие из перечисленных утверждений являются верными?
    1. В предложении  есть элемент описания.
    2. В предложении  представлено повествование.
    3. Предложение  противопоставлено содержанию предложения  текста.
    4. В предложениях  –  представлено повествование.
    5. В предложениях  –  представлено рассуждение.
    Укажите номера ответов.
    Ответ:

     

    24. Задание.

    (1) Как только родители принялись ругаться, бабушка посадила Риту и громким голосом стала читать ей вслух «Квартеронку». (2) Я, с раздвоенным, как жало у змеи, слухом, стояла в коридоре. (3) «Разве я тебя не предупреждал?» - гремел отец. (4) «Молчи и не лезь не в свое дело!» - взвизгивала мама. (5) «Легкое видение возникло у моего изголовья», - дребезжащим голосом читала бабушка. (6) Сестра тоже прислушивалась к крикам из соседней комнаты, лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. (7) Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату. (8) Рита подобрала ноги.

    (9) Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва родители начинали кричать. (10) И я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и наконец скажет свое веское слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе такого заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой... (11) Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая, следуя по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смыкая длинные Ритины ресницы.

    (12) Может, Рита и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. (13) Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о существовании этой девочки. (14) Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка. (15) В городке, куда мы переехали, Галинку уважала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других.

    (16) Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими. (17) Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую, дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

    (По И.Н. Полянской*)

    *Полянская, Ирина Николаевна (1952 — 2004) — русская писательница, прозаик. Рассказ “Утюжок и мороженое” получил премию имени Юрия Казакова как лучший рассказ 2003 года.

    Из предложений - выпишите разговорное слово.
    Ответ:

     

    25. Задание.

    Среди предложений  найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения.

    (1) Как только родители принялись ругаться, бабушка посадила Риту и громким голосом стала читать ей вслух «Квартеронку». (2) Я, с раздвоенным, как жало у змеи, слухом, стояла в коридоре. (3) «Разве я тебя не предупреждал?» - гремел отец. (4) «Молчи и не лезь не в свое дело!» - взвизгивала мама. (5) «Легкое видение возникло у моего изголовья», - дребезжащим голосом читала бабушка. (6) Сестра тоже прислушивалась к крикам из соседней комнаты, лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. (7) Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату. (8) Рита подобрала ноги.

    (9) Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва родители начинали кричать. (10) И я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и наконец скажет свое веское слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе такого заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой... (11) Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая, следуя по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смыкая длинные Ритины ресницы.

    (12) Может, Рита и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. (13) Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о существовании этой девочки. (14) Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка. (15) В городке, куда мы переехали, Галинку уважала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других.

    (16) Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими. (17) Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую, дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

    (По И.Н. Полянской*)

    *Полянская, Ирина Николаевна (1952 — 2004) — русская писательница, прозаик. Рассказ “Утюжок и мороженое” получил премию имени Юрия Казакова как лучший рассказ 2003 года.
    Ответ:

     

    26. Задание.

    (1) Как только родители принялись ругаться, бабушка посадила Риту и громким голосом стала читать ей вслух «Квартеронку». (2) Я, с раздвоенным, как жало у змеи, слухом, стояла в коридоре. (3) «Разве я тебя не предупреждал?» - гремел отец. (4) «Молчи и не лезь не в свое дело!» - взвизгивала мама. (5) «Легкое видение возникло у моего изголовья», - дребезжащим голосом читала бабушка. (6) Сестра тоже прислушивалась к крикам из соседней комнаты, лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. (7) Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату. (8) Рита подобрала ноги.

    (9) Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва родители начинали кричать. (10) И я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и наконец скажет свое веское слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе такого заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой... (11) Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая, следуя по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смыкая длинные Ритины ресницы.

    (12) Может, Рита и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. (13) Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о существовании этой девочки. (14) Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка. (15) В городке, куда мы переехали, Галинку уважала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других.

    (16) Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими. (17) Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую, дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

    (По И.Н. Полянской*)

    * Полянская, Ирина Николаевна (1952 — 2004) — русская писательница, прозаик. Рассказ “Утюжок и мороженое” получил премию имени Юрия Казакова как лучший рассказ 2003 года.

    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

    «Рассказывая о сложных взаимоотношениях «отцов» и «детей», И.Н. Полянская широко использует такой троп, как (А)________ («неприязненное ожидание», «враждующие голоса»), а желание героини найти друзей помогает раскрыть (Б)________ (предложение 17). Для создания эмоционального накала в отношениях писатель прибегает к (В)________ (предложения 3-5). Образные (Г)________ (предложения 2, 11) помогают ярче передать отношение девочек к происходящему».

    Список терминов:

    1. развернутая метафора
    2. синтаксический параллелизм
    3. фразеологизм(-ы)
    4. эпитет(-ы)
    5. риторическое(-ие)восклицание(-я)
    6. ряд(-ы)однородных членов
    7. цитирование
    8. сравнение
    9. вопросительное (-ые) предложение(-я)
    Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГ.
    Ответ:

     

    27. Задание.

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

    Объём сочинения – не менее  слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается  баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Ответ:

     

    Для отправки ответа заполните поля:







    Выбери своего преподавателя



     
       
    Все права защищены ©   Создание сайта: вебстудия Site-dom.ru