Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку № 8

1. Задание.

Прочитайте текст и выполните следующее задание.

(1) Степень развитости родительского (прежде всего материнского) инстинкта у животных, безусловно, в первую очередь определяется гормонами и генетическими факторами. (2) <...> у природы есть ещё один очень важный механизм обучения птиц и млекопитающих родительским навыкам – это положительные эмоции, которые родители испытывают при общении со своим потомством. (3) Неслучайно детёныши выглядят, как правило, умилительно и трогательно: их внешний вид способствует возникновению положительных эмоций и тем самым даёт толчок к проявлению родительского инстинкта.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
  1. Кроме гормонов и генов в природе есть другой важный механизм формирования родительского инстинкта: положительные эмоции родителей при виде своего потомства и общении с ним.
  2. Родители и просто взрослые особи птиц и млекопитающих при общении с детёнышами испытывают положительные эмоции, поскольку этому способствует генетика и внешность детёнышей.
  3. Появление и степень развитости родительского и прежде всего материнского инстинкта у птиц и млекопитающих определяют гормоны и генетические факторы.
  4. В природе одним из важных факторов, формирующих родительский инстинкт, помимо гормонов и генов, являются положительные эмоции, получаемые родителями при виде своего очаровательного потомства и общении с ним.
  5. Родительский инстинкт – один из важнейших природных механизмов, благодаря которому происходит сохранение каждого отдельно взятого вида и передача опыта от старшего поколения младшему.
Запишите номера этих предложений.
Ответ:

 

2. Задание.

Прочитайте текст и выполните следующее задание.

(1) Степень развитости родительского (прежде всего материнского) инстинкта у животных, безусловно, в первую очередь определяется гормонами и генетическими факторами. (2) <...> у природы есть ещё один очень важный механизм обучения птиц и млекопитающих родительским навыкам – это положительные эмоции, которые родители испытывают при общении со своим потомством. (3) Неслучайно детёныши выглядят, как правило, умилительно и трогательно: их внешний вид способствует возникновению положительных эмоций и тем самым даёт толчок к проявлению родительского инстинкта.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором () предложении текста.

Запишите этот союз
Ответ:

 

3. Задание.

Прочитайте текст и выполните следующее задание.

(1) Степень развитости родительского (прежде всего материнского) инстинкта у животных, безусловно, в первую очередь определяется гормонами и генетическими факторами. (2) <...> у природы есть ещё один очень важный механизм обучения птиц и млекопитающих родительским навыкам – это положительные эмоции, которые родители испытывают при общении со своим потомством. (3) Неслучайно детёныши выглядят, как правило, умилительно и трогательно: их внешний вид способствует возникновению положительных эмоций и тем самым даёт толчок к проявлению родительского инстинкта.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором () предложении текста.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна.
  1. Более нуля, отмечаемый знаком «плюс». Положительное число.
  2. Утвердительный, явно выражающий согласие с чем-л. или кем-л. Положительное решение.
  3. Совершенный, полный, окончательный. П. невежда.
  4. Обладающий нужными свойствами, одобряемыми качествами, хороший, существенный. П. пример. Положительные результаты.
  5. Деловой, практический. Я человек положительный и без доказательств не верю.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Ответ:

 

4. Задание.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
  • избалОванный
  • каталОг
  • кралАсь
  • завИдно
  • добелА
Ответ:

 

5. Задание.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Женщина эта была довольно крупная, однако это не мешало ей быть пластичной, выглядеть ОРГАНИЧНО и женственно.
  • Ты только не пугай меня, Иван Петрович, я уже ПУГАНЫЙ.
  • Ни одного уголовного дела по фактам ОТКЛОНЕНИЯ молодых людей от военной службы в прокуратуре края не заведено.
  • Манера девушки ЭКОНОМНО расходовать свои эмоции меня заинтересовала.
  • Уже на стадии проектирования застройки учитываются реальные ПОКУПАТЕЛЬСКИЕ предпочтения.
Ответ:

 

6. Задание.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
Ответ:

 

7. Задание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • несколько СПАЛЕН
  • ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ сотрудниками
  • ВЗМОКНУЛ от стараний
  • более КРЕПКИЙ
  • ОТКРЫВ книгу
Ответ:

 

8. Задание.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  • А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Б. нарушение в построении предложения с однородными членами
  • В. нарушение в построении сложного предложения
  • Г. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Д. неверный выбор падежной формы имени существительного
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1. Егорова расстраивало не столько всё происходящее, сколько настораживало.
    2. Отыскав Платона Васильевича и отведя его в сторону, генерал вполголоса расспрашивал о Прозорове и время от времени сосредоточенно покачивал своей большой головой, остриженной под гребёнку.
    3. Полученное утром известие Раисой Павловной начало циркулировать по всем заводам с изумительной быстротой, поднимая на всех ступеньках заводской иерархии страшнейший переполох.
    4. Прасковья Семёновна смотрела в даль улицы со слезами на глазах, точно сегодняшний день должен был оправдать её долголетние ожидания.
    5. Уже с юности, проведённой за кулисами театра, где служила мама, а отчим был заведующим музыкальной части, я стал завсегдатаем театра.
    6. Мы, забыв про ссоры, вместе пытались выяснить, что получил ли каждый участник ответное письмо.
    7. Старик с пожелтевшей от старости бородой поднёс большой каравай на серебряном блюде.
    8. Отец и дед Тетюева служил управителями в Кукарском заводе и прославились в тёмные времена крепостного права особенной жестокостью по отношению к рабочим.
    9. Родион Антоныч несколько раз просыпался в холодном поту, судорожно крестил своё толстое, заплывшее лицо, охал и долго ворочался с боку на бок.
    Ответ:

     

    9. Задание.

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.
    1. ч..ртёж, зат..нуться, зал..чить (рану)
    2. р..бристый, заж..мать, покл..ниться
    3. прим..рять (ссорящихся), ш..роховатость, пан..рама
    4. пот..рялся, пот..реть, предст..вление
    5. развл..чение, м..скарад, т..инственный
    Запишите номера ответов.
    Ответ:

     

    10. Задание.

    Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
    • непр..ходящие (ценности), пр..влёк (внимание)
    • в..бил (пену), и..подтишка
    • в..ётся (верёвочка), с..езд
    • без..гольная (инъекция), роз..ск
    • с..блюсти, пр..язык
    Ответ:

     

    11. Задание.

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
    • проповед..вать, (на террасе) свеж..
    • напор..стый, запечатл..вать
    • француз..кий, мерз..кий
    • обидч..вый, баран..на
    • лед..ной, глин..стый
    Ответ:

     

    12. Задание.

    Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
    1. посе..нный, взлеле..в
    2. щекоч..щий, противореч..щий
    3. обездвиж..нный, колебл..мся
    4. раска..вшись, дремл..щий
    5. замес..шь (тесто), движ..мый
    Запишите номер ответа.
    Ответ:

     

    13. Задание.

    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
    • Эта юная актриса, нисколько (НЕ)ПРЕТЕНДОВАВШАЯ на всемирную известность, но обладающая при этом здоровыми амбициями, покорила журналиста.
    • Деду Вадиму довелось прожить большую и весьма (НЕ)ЛЁГКУЮ жизнь.
    • Эльвира (НЕ)РАЗ говорила ему, что провожать её не нужно.
    • Сам я прочёл книгу лишь спустя месяц после вступления в должность и, признаюсь, отнюдь (НЕ)ЧАСТО перечитывал её впоследствии.
    • Мальчик рассказывал по возможности сухо, (НЕ)ВДАВАЯСЬ в подробности.
    Ответ:

     

    14. Задание.

    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
    • В ТО(ЖЕ) время купец Смельков был тип могучего русского человека, который (В)СЛЕДСТВИЕ своей доверчивости пал жертвою обмана.
    • (ПО)ТОМУ, быть может, что Женя провела со мной весь день с утра до вечера, я почувствовал, что без неё мне как БУД(ТО) скучно.
    • (КАК)РАЗ в то самое время, когда проезжали мимо женского монастыря, раздался удар большого (СТО)ПУДОВОГО колокола.
    • Отец Володи ТО(ЖЕ) был военным доктором и служил КОГДА(ТО) в одном полку с Ягичем.
    • После встречи с Варенькой Оля попросила: «Научите меня, ЧТО(БЫ) я поступила точно ТАК(ЖЕ)».
    Ответ:

     

    15. Задание.

    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

    Когда-то зелёная крыша, давно не краше(1)ая, краснела от ржавчины, и несколько листов были задра(2)ы кверху, вероятно бурей; некоторые окна вместо стекла были задела(3)ы тёсом. Листве(4)ица, которая была посаже(5)а Софьей Ивановной около дома, была теперь большим деревом. И только на лугу за рекой всё так же паслось пёстрое смеша(6)ое крестьянское стадо.
    Ответ:

     

    16. Задание.

    Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1. Она не то испугалась не то удивилась и поглядела на него большими глазами.
    2. Сад не только не постарел но и разросся вытянулся ветвями к небу и теперь был весь в цвету.
    3. Дальше поднимались десятки всевозможных труб и правильными рядами горбились крыши отдельных корпусов.
    4. Первые лучи солнца блеснули в небе и побежали по земле и небу золотые блики.
    5. За ночь навалило много снегу деревья оделись в белое и воздух был необыкновенно прозрачен и нежен.
    Ответ:

     

    17. Задание.

    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    В маленькое створчатое окно (1) слегка пошевеливая волосами на потном лбу Нехлюдова (2) и записками (3) лежавшими на (4) изрезанном ножом (5) подоконнике (6) тянулся свежий весенний ветерок.
    Ответ:

     

    18. Задание.

    Расставьте все недостающие знаки препинания.

    Золотое, зелёное утро.
    Пятиглавая церковь вдали.
    А в душе одиноко и смутно.
    И летят вдалеке (1) журавли.
    Журавли (2) вы (3) как будто (4) из песни,
    Из протяжных, мучительных слов.
    И дрожит, и звенит поднебесье
    Над рядами сосновых стволов.

    (А. Жигулин)

    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Ответ:

     

    19. Задание.

    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Сейчас капитан Брянов верил (1) что перед Россией едва ли не впервые в истории поставлена воистину благороднейшая задача (2) решение (3) которой (4) зависит уже не от воли всевластного повелителя.
    Ответ:

     

    20. Задание.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Он сам иногда писал красками пейзажи (1) и в такие моменты ему казалось (2) что у него много вкуса (3) и (4) что (5) если бы он учился (6) из него вышел бы (7) хороший художник.
    Ответ:

     

    21. Задание.

    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

    (1) Он посмотрел на часы – цифры показывали семь минут девятого – и подошёл к телефону. (2) Это очень тяжело – не видеть родных столько лет! (3) «Завтра я уезжаю, – сказал он, – приходи на вокзал». (4) Служить бы рад – прислуживаться тошно. (5) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне ненастоящим, сказочным. (6) Я вздохнул, представив, как огорчится мать – в последнее время мы почти не разговаривали по вечерам, – и шагнул за порог. (7) Уже лет двадцать – двадцать пять он изучает историю своего края.

    Запишите номера этих предложений.
    Ответ:

     

    22. Задание.

    Прочитайте текст и выполните следующее задание.

    (1) Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.

    (2) «Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3) Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4) Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5) У него не было ничего, он же хотел всего.

    (6) Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.
    (7) ...Итак, 8-го ноября 19.. года Скоков отнёс в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.
    (8) С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.

    (9) Скоков взял пятидневный отпуск. (10) В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11) А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

    (12) Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13) Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14) Напряжённое волнение музыки? (15) Запах и блеск цветов?

    (16) Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.

    (17) Скоков испугался возможного разочарования. (18) Душа его встрепенулась. (19) Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.

    (20) Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.(21) От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.

    (22) У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа. (23) Волнуясь, вошёл. (24) Разделся. (25) Чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26) Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27) Он сознавал, что действует, как во сне. (28) Контраст с прежним образом жизни был колоссален.

    (29) В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30) Даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31) Засыпал Скоков счастливым как никогда.

    (32) ...Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33) Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.
    (по А.С. Грину*)

    *Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880–1932) – русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
    1. Скоков не видел перспектив на своей службе в канцелярии, поэтому решил накопить денег и полностью изменить свою жизнь, чтобы больше никогда не жить в нищете.
    2. Скоков был очень тихим, застенчивым человеком, и он чувствовал себя личностью только тогда, когда он мог позволить себе зайти в ресторан, но у него совсем не было на это денег.
    3. Скоков очень дисциплинированно ежемесячно относил в банк почти всю сумму своего жалованья, чтобы за 10 лет накопить около 10 тысяч рублей.
    4. Герой повествования не выдержал и отправился в ресторан накануне планируемого торжества, так как он давно не ел изысканных блюд и очень скучал по аромату и вкусу такой пищи.
    5. Рестораны, вкусная пища, музыка – всё это казалось Скокову земным раем.
    Ответ:

     

    23. Задание.

    Прочитайте текст и выполните следующее задание.

    (1) Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.

    (2) «Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3) Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4) Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5) У него не было ничего, он же хотел всего.

    (6) Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.
    (7) ...Итак, 8-го ноября 19.. года Скоков отнёс в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.
    (8) С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.

    (9) Скоков взял пятидневный отпуск. (10) В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11) А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

    (12) Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13) Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14) Напряжённое волнение музыки? (15) Запах и блеск цветов?

    (16) Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.

    (17) Скоков испугался возможного разочарования. (18) Душа его встрепенулась. (19) Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.

    (20) Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.(21) От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.

    (22) У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа. (23) Волнуясь, вошёл. (24) Разделся. (25) Чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26) Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27) Он сознавал, что действует, как во сне. (28) Контраст с прежним образом жизни был колоссален.

    (29) В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30) Даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31) Засыпал Скоков счастливым как никогда.

    (32) ...Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33) Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.
    (по А.С. Грину*)

    *Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880–1932) – русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
    1. В предложении 6 представлено рассуждение.
    2. Предложение 9 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 8.
    3. Предложение 17 противопоставлено по смыслу предложению 16.
    4. В предложении 20 представлено повествование.
    5. Предложение 29 содержит элементы описания.
    Ответ:

     

    24. Задание.

    Прочитайте текст и выполните следующее задание.

    (1) Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.

    (2) «Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3) Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4) Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5) У него не было ничего, он же хотел всего.

    (6) Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.
    (7) ...Итак, 8-го ноября 19.. года Скоков отнёс в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.
    (8) С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.

    (9) Скоков взял пятидневный отпуск. (10) В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11) А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

    (12) Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13) Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14) Напряжённое волнение музыки? (15) Запах и блеск цветов?

    (16) Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.

    (17) Скоков испугался возможного разочарования. (18) Душа его встрепенулась. (19) Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.

    (20) Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.(21) От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.

    (22) У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа. (23) Волнуясь, вошёл. (24) Разделся. (25) Чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26) Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27) Он сознавал, что действует, как во сне. (28) Контраст с прежним образом жизни был колоссален.

    (29) В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30) Даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31) Засыпал Скоков счастливым как никогда.

    (32) ...Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33) Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.
    (по А.С. Грину*)

    *Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880–1932) – русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

    Из предложений 6–7 выпишите антонимическую пару.

    Ответ:

     

    25. Задание.

    Прочитайте текст и выполните следующее задание.

    (1) Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.

    (2) «Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3) Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4) Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5) У него не было ничего, он же хотел всего.

    (6) Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.
    (7) ...Итак, 8-го ноября 19.. года Скоков отнёс в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.
    (8) С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.

    (9) Скоков взял пятидневный отпуск. (10) В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11) А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

    (12) Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13) Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14) Напряжённое волнение музыки? (15) Запах и блеск цветов?

    (16) Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.

    (17) Скоков испугался возможного разочарования. (18) Душа его встрепенулась. (19) Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.

    (20) Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.(21) От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.

    (22) У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа. (23) Волнуясь, вошёл. (24) Разделся. (25) Чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26) Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27) Он сознавал, что действует, как во сне. (28) Контраст с прежним образом жизни был колоссален.

    (29) В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30) Даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31) Засыпал Скоков счастливым как никогда.

    (32) ...Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33) Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.
    (по А.С. Грину*)

    *Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880–1932) – русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

    Среди предложений 9–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, личного, определительного и указательного местоимений. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    Ответ:

     

    26. Задание.

    Прочитайте текст и выполните следующее задание.

    (1) Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок.

    (2) «Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на роскошь, еду, напитки, развлечения – с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3) Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4) Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5) У него не было ничего, он же хотел всего.

    (6) Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере.
    (7) ...Итак, 8-го ноября 19.. года Скоков отнёс в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек.
    (8) С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям.

    (9) Скоков взял пятидневный отпуск. (10) В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11) А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру.

    (12) Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13) Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14) Напряжённое волнение музыки? (15) Запах и блеск цветов?

    (16) Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, – могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм.

    (17) Скоков испугался возможного разочарования. (18) Душа его встрепенулась. (19) Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго.

    (20) Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел.(21) От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием.

    (22) У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа. (23) Волнуясь, вошёл. (24) Разделся. (25) Чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26) Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27) Он сознавал, что действует, как во сне. (28) Контраст с прежним образом жизни был колоссален.

    (29) В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30) Даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31) Засыпал Скоков счастливым как никогда.

    (32) ...Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33) Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем.
    (по А.С. Грину*)

    *Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) (1880–1932) – русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, приведённого ниже. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    «Рассказ Александра Грина "Каждый сам миллионер", обладающий некоторыми сходствами с притчей, заставляет читателя задуматься о неустаревающих, вечных проблемах. Используя в качестве основы текста контраст, множество противопоставлений, автор подкрепляет эту антитезу и целым рядом других средств выразительности.

    На лексическом уровне следует отметить употребление такого средства, как (А)_______ ("такому" в предложении 1, "вспомнил" в предложе-нии 32), а также такие тропы, как (Б)_______ (в предложениях 16, 21, 27) и (В)_______ (например, "незначительному, тихому человеку", "торжественный и блестящий скачок" в предложении 1).

    Весьма выразительно и такое синтаксическое средство, как (Г)_______ ("центром, целью и смыслом жизни" в предложении 4)».
    1. литота
    2. эпитеты
    3. риторический вопрос
    4. ряд однородных членов предложения
    5. диалектизмы
    6. метонимия
    7. вводные конструкции
    8. сравнение
    9. лексический повтор
    Ответ:

     

    27. Задание.

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, ПОСТАВЛЕННЫХ автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
    Объём сочинения – не менее  слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается  баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

     

     

    Ответ:

     

    Для отправки ответа заполните поля:







    Выбери своего преподавателя



     
       
    Все права защищены ©   Создание сайта: вебстудия Site-dom.ru