1. Задание.
(1) Альтруистическое поведение отнюдь не является привилегией человека, оно присуще по крайней мере одному из его ближайших родственников — карликовым шимпанзе бонобо. (2) Такой вывод сделали американские учёные, проведя серию экспериментов. (3) В комнату с едой пустили голодную обезьяну, а её сородич в это время находился в соседнем помещении, отделённом от «столовой» дверью с задвижкой. (4) Бонобо предоставили выбор: пообедать в одиночку либо, открыв дверь, впустить соседа и поделиться едой. (5) <…> в испытании участвовали несколько приматов, результат эксперимента неизменно был одинаков. (6) Ни одно подопытное животное не пыталось съесть лакомство тайком, не поделившись с «ближним», как это порой себе позволяют некоторые представители человечества.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Американские учёные провели эксперименты с карликовыми шимпанзе, чтобы сравнить их поведение с поведением людей. 2) По наблюдениям американских учёных, шимпанзе бонобо, как и люди, заботятся друг о друге. 3) После серии экспериментов учёные США установили, что не только люди, но и их ближайшие родственники шимпанзе бонобо способны поделиться едой с сородичами и всегда делают это. 4) Ещё одним доказательством родства человека и животного стали эксперименты американских учёных с обезьянами. 5) Как утверждают американские учёные, шимпанзе бонобо присуще, как и людям, альтруистическое поведение: они готовы разделить еду с «ближним».
2. Задание.
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во пятом (5) предложении текста. Запишите этот союз
3. Задание.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЗВОЛИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПОЗВОЛИТЬ, -лю, -лишь; -ленный; сов.в. 1) что или с неопр. То же, что разрешить (в 1 знач.). Позволить закурить. Позволить себе удовольствие (доставить себе удовольствие). Думает, что ему все позволено (нет запретов, все можно; неодобр.). 2) (1 и 2 л. не употр.), что или с неопр. Дать возможность, допустить. Обстоятельства не позволили уехать. 3) позволь(те). Употр. Как вводн. сл. со знач. возражения, несогласия или припоминания. Позволь: что такое ты говоришь? Позвольте, позвольте, я где-то вас встречал. 4) позволь(те). То же, что разреши(те) (см. разрешить в 4 и 5 знач.). Позвольте ваш билет! Вы загородили вход, позвольте!
4. Задание.
5. Задание.
6. Задание.
7. Задание.
8. Задание.
9. Задание.
10. Задание.
11. Задание.
12. Задание.
13. Задание.
14. Задание.
15. Задание.
16. Задание.
17. Задание.
18. Задание.
19. Задание.
20. Задание.
21. Задание.
22. Задание.
(1) Отработав своё время на почте, она по первому морозцу бежала на лекции и поскользнулась. (2) И, несмотря на природную грациозность и отточенную танцами ловкость, грохнулась так, что осталась сидеть на тротуаре, глядя, как распухает щиколотка. (3) Несколько проходящих парней легко подхватили Дину, отнесли в ближайшую поликлинику. — (4) Такие ноги надо беречь, — ворчливо заметил врач. (5) Он был молод, очень серьёзен, в словах не чувствовалось пошлости, и Дина начала краснеть. (6) Доктор оказал помощь и велел подождать. (7) А через час вызвал такси, отвёз в общежитие и довёл до комнаты. — (8) Я приду через три дня. (9) Ногу постарайтесь не беспокоить. (10) И вышел. (11) А она глядела в потолок и улыбалась, пока не пришла соседка по комнате. (12) И Дина немедленно рассказала, какой доктор замечательный, как он смущается, какой он серьёзный и наверняка очень талантливый. (13) Доктор... (14) Пора уже назвать его, как его вскоре начала называть Дина. (15) Так вот, доктор Боря ходил каждый день, сам делал компрессы и массаж, но говорил мало, и Дина трещала за двоих. (16) Болтала, потому что смущалась, ощущая, что всё глубже утопает в не очень ещё ясном для неё чувстве, а доктор молчал по той же причине. (17) Но когда нога окончательно поправилась, вздохнул. — (18) Ну вот. (19) Я вам больше не нужен. — (20) Почему? — Дина покраснела и тут же продолжила: — Я думаю... (21) То есть мне кажется, что одной вечером мне ходить нельзя. (22) Например, в кино. (23) Он улыбнулся, словно осветившись изнутри. ...(24) За три дня до свадьбы купил обручальные кольца, но выглядел столь мрачным, что Дина встревожилась. — (25) Что-нибудь с мамой? — (26) Нет, нет, всё в порядке. — (27) На тебе лица нет, Боренька. — (28) Всё в порядке, — с ноткой раздражения повторил он. — (29) Извини, я сегодня должен уйти пораньше, а завтра дежурю, так что... (30) Встретиться решили в двенадцать в сквере у Большого театра. (31) И без пятнадцати двенадцать сияющая и очень похорошевшая Дина появилась там в подвенечном наряде с целой свитой друзей и подружек. (32) Растроганные пенсионеры уступили скамейку; невесту усадили в центре, и девочки весело и чуть завистливо щебетали вокруг. (33) В двенадцать он не пришёл. (34) Зато пришли ребята с параллельных потоков, и все принялись ещё больше шутить и смеяться. (35) Только стали чаще поглядывать на часы.(36) И Дина тоже смеялась, но уже чуть напряжённее. (37) Он не пришёл и в час. (38) Шутили уже не все, но все ещё улыбались. (39) Даже невеста. (40) А в половине второго троих отрядили во Дворец, поскольку кто-то предположил, что жених мог по рассеянности всё перепутать. (41) Не появился он и в два. (42) В три они перестали шутить и молча просидели ещё почти два часа. (43) А потом Дина вдруг вскочила и помчалась в метро. — (44) Где Борис? Главврач поликлиники удивлённо воззрился на неё: — (45) Наверное, к Индии подлетает. (46) Он ведь давно подал документы, а оформили его три дня назад. (47) Знаете, как у нас бывает? (48) То ждёшь месяцами, то — вылетайте немедленно. (49) А ведь он и вправду уже любил её. (50) Нет, нет, в нём ничего не было от классического Подколёсина, он не сбежал от своей суженой. (51) Он просто улетел к новому месту работы, которого так долго добивался и куда его так долго оформляли. (52) Оформили одного, свободного, холостого, и доктор Боря провёл тяжкую ночь. (53) Что делать: отказаться от мечты или от любви? (54) Сказать Дине, что он уедет сейчас, а она оформится потом, после университета? (55) А оформят ли её? (56) Он не дежурил за два дня до свадьбы: он считал. (57) Взвешивал все «за» и «против», все плюсы и минусы и явился за сутки к невесте, уже имея билет до Калькутты. (58) Не знаю, где и что именно она достала и сколько выпила, но спасли её с трудом. (59) Месяца два лежала в больнице, полгода в психиатрической лечебнице. (60) Потом выписали, но ни в университет, ни к матери в Пермь она не вернулась. (По Б.Л. Васильеву) *Борис Львович Васильев (1924 – 2013) – русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Дина и Борис познакомились ранней весной, когда Дина повредила щиколотку. 2) Борис заботился о Дине, уделял её травме много внимания, делал всё, чтобы поставить девушку на ноги. 3) Дина училась в университете и при этом успевала работать на почте. 4) Для Бориса долгожданная поездка в Индонезию оказалась важнее свадьбы с Диной. 5) Разочарование в любви толкнуло девушку на попытку самоубийства.
23. Задание.
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 15–17 представлено рассуждение. 2) В предложениях 37–42 представлено повествование. 3) Предложения 45-48 представлено описание. 4) Содержание предложения 57 противопоставлено предложению 56. 5) Предложение 12 содержит описание.
24. Задание.
(1) Отработав своё время на почте, она по первому морозцу бежала на лекции и поскользнулась. (2) И, несмотря на природную грациозность и отточенную танцами ловкость, грохнулась так, что осталась сидеть на тротуаре, глядя, как распухает щиколотка. (3) Несколько проходящих парней легко подхватили Дину, отнесли в ближайшую поликлинику. — (4) Такие ноги надо беречь, — ворчливо заметил врач. (5) Он был молод, очень серьёзен, в словах не чувствовалось пошлости, и Дина начала краснеть. (6) Доктор оказал помощь и велел подождать. (7) А через час вызвал такси, отвёз в общежитие и довёл до комнаты. — (8) Я приду через три дня. (9) Ногу постарайтесь не беспокоить. (10) И вышел. (11) А она глядела в потолок и улыбалась, пока не пришла соседка по комнате. (12) И Дина немедленно рассказала, какой доктор замечательный, как он смущается, какой он серьёзный и наверняка очень талантливый. (13) Доктор... (14) Пора уже назвать его, как его вскоре начала называть Дина. (15) Так вот, доктор Боря ходил каждый день, сам делал компрессы и массаж, но говорил мало, и Дина трещала за двоих. (16) Болтала, потому что смущалась, ощущая, что всё глубже утопает в не очень ещё ясном для неё чувстве, а доктор молчал по той же причине. (17) Но когда нога окончательно поправилась, вздохнул. — (18) Ну вот. (19) Я вам больше не нужен. — (20) Почему? — Дина покраснела и тут же продолжила: — Я думаю... (21) То есть мне кажется, что одной вечером мне ходить нельзя. (22) Например, в кино. (23) Он улыбнулся, словно осветившись изнутри. ...(24) За три дня до свадьбы купил обручальные кольца, но выглядел столь мрачным, что Дина встревожилась. — (25) Что-нибудь с мамой? — (26) Нет, нет, всё в порядке. — (27) На тебе лица нет, Боренька. — (28) Всё в порядке, — с ноткой раздражения повторил он. — (29) Извини, я сегодня должен уйти пораньше, а завтра дежурю, так что... (30) Встретиться решили в двенадцать в сквере у Большого театра. (31) И без пятнадцати двенадцать сияющая и очень похорошевшая Дина появилась там в подвенечном наряде с целой свитой друзей и подружек. (32) Растроганные пенсионеры уступили скамейку; невесту усадили в центре, и девочки весело и чуть завистливо щебетали вокруг. (33) В двенадцать он не пришёл. (34) Зато пришли ребята с параллельных потоков, и все принялись ещё больше шутить и смеяться. (35) Только стали чаще поглядывать на часы.(36) И Дина тоже смеялась, но уже чуть напряжённее. (37) Он не пришёл и в час. (38) Шутили уже не все, но все ещё улыбались. (39) Даже невеста. (40) А в половине второго троих отрядили во Дворец, поскольку кто-то предположил, что жених мог по рассеянности всё перепутать. (41) Не появился он и в два. (42) В три они перестали шутить и молча просидели ещё почти два часа. (43) А потом Дина вдруг вскочила и помчалась в метро. — (44) Где Борис? Главврач поликлиники удивлённо воззрился на неё: — (45) Наверное, к Индии подлетает. (46) Он ведь давно подал документы, а оформили его три дня назад. (47) Знаете, как у нас бывает? (48) То ждёшь месяцами, то — вылетайте немедленно. (49) А ведь он и вправду уже любил её. (50) Нет, нет, в нём ничего не было от классического Подколёсина, он не сбежал от своей суженой. (51) Он просто улетел к новому месту работы, которого так долго добивался и куда его так долго оформляли. (52) Оформили одного, свободного, холостого, и доктор Боря провёл тяжкую ночь. (53) Что делать: отказаться от мечты или от любви? (54) Сказать Дине, что он уедет сейчас, а она оформится потом, после университета? (55) А оформят ли её? (56) Он не дежурил за два дня до свадьбы: он считал. (57) Взвешивал все «за» и «против», все плюсы и минусы и явился за сутки к невесте, уже имея билет до Калькутты. (58) Не знаю, где и что именно она достала и сколько выпила, но спасли её с трудом. (59) Месяца два лежала в больнице, полгода в психиатрической лечебнице. (60) Потом выписали, но ни в университет, ни к матери в Пермь она не вернулась. (По Б.Л. Васильеву) *Борис Львович Васильев (1924 – 2013) – русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Из предложений 18-30 выпишите фразеологизм.
25. Задание.
Среди предложений 3-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
«Рассказывая историю о Дине и Борисе, Б.Л. Васильев использует такой троп, как (А)______ («утопает в чувстве» в предложении 16). Синтаксический строй текста отличается разнообразием за счёт использования (Б)______ (предложения 13, 20, 29) и (В)______ (предложения 22, 45). Выразительность и эмоциональность тексту также придаёт использование (Г)______ (предложения 15, 33-34, 48)». Список терминов: 1) умолчание 2) эпитет 3) метонимия 4) антитеза 5) синтаксический параллелизм 6) метафора 7) градация 8) лексический повтор 9) вводные слова
27. Задание.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Объём сочинения – не менее слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.